Как написать резьба по дереву
Как правильно пишется словосочетание «резьба по дереву»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: взашей — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «резьба по дереву»
Синонимы к словосочетанию «резьба по дереву»
Предложения со словосочетанием «резьба по дереву»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «резьба по дереву»
Сочетаемость слова «резьба»
Сочетаемость слова «дерево»
Значение слова «резьба»
РЕЗЬБА́ , -ы́, ж. 1. Художественная обработка дерева, камня, кости и других материалов резанием. Художественная резьба. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «дерево»
ДЕ́РЕВО , -а, мн. дере́вья, —ьев и (устар.) дерева́, —ре́в, ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону. Хвойные деревья. Фруктовые деревья. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «дерево»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «резьба»
РЕЗЬБА́ , -ы́, ж. 1. Художественная обработка дерева, камня, кости и других материалов резанием. Художественная резьба.
Значение слова «дерево»
ДЕ́РЕВО , -а, мн. дере́вья, —ьев и (устар.) дерева́, —ре́в, ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону. Хвойные деревья. Фруктовые деревья.
Предложения со словосочетанием «резьба по дереву»
Он был из крестьянской семьи и ещё в юности обнаружил талант к резьбе по дереву – популярному среди местных жителей ремеслу, эффектные образцы которого встречаются в румынских деревнях.
Здесь можно любоваться резьбой по дереву мастеров пятнадцатого – семнадцатого веков, настенной росписью, витражами, декоративными кузнечными работами рижских ремесленников.
Иногда ручка может быть настоящим произведением искусства, с резьбой по дереву или кости.
Резьба по дереву: история зарождения, особенности, виды
Особенности, характерные черты
Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который когда-то был широко распространен на территории России. В последнее время он снова набирает свою популярность. Ранее почти в каждом регионе страны существовали свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях.
Дерево — один из любимых материалов россиян. Возможно, корни этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во времена языческих верований, когда всем природным объектам приписывалось священное значение, а деревья вообще считались «Родом» или протопластом всего сущего, воплощением Матери-Природы.
В любом случае древесина — это очень «теплый», уютный, домашний материал, который также является экологически чистым. Сегодня существует множество способов работы с ним, но традиционная резьба стоит на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигуры, мастера вкладывали частичку души в свою работу.
В нашей статье мы расскажем, как зародился подобный вид искусства, а также познакомим с его основными особенностями и отличиями.
История появления
Дерево по праву можно считать одним из самых древних материалов, используемых человеком. Еще на заре времен люди поняли насколько легкодоступной и простой может быть работа с ним. Древесина широко использовалась не только в строительстве, но и в декоративном творчестве.
Карвинг не является исключением. Как это обычно бывает, лучшие вещи сначала клали на алтари божествам, которым поклонялись в то время. Самым ранним примером резьбы по дереву считается идол Шигира. Он был найден во время раскопок под Екатеринбургом. Изделие представляет собой фигурно вырезанную колонну с тематическими рисунками на поверхности.
Ученые предполагают, что идол был создан в середине 8 века. Колонна была изготовлена из лиственницы (вопреки распространенному заблуждению о дубе). Помимо идола из Шигира, есть и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника этих мастеров была примитивной и грубой. Современный человек назвал бы их скорее оригинальными, чем красивыми. На это повлияло использование плохих инструментов, которыми пользовались мастера того времени.
Теперь мы совершим большой скачок почти на десять веков и вернемся в 16 век, когда начали появляться первые скульптурные изделия. Из сферы ритуалов и язычества резьба по дереву постепенно перешла в повседневную жизнь.
Причудливые узоры стали украшать скромную мебель и деревянные сосуды. Техника стала более совершенной благодаря расширению набора специальных инструментов, которые начали использовать мастера. Помимо обычной древесины, использовались даже корни деревьев и лопух (разновидность придатка). Их причудливая и неправильная форма вызывала абстрактные ассоциации и вдохновляла скульпторов на создание оригинальных, асимметричных предметов быта.
Артель массово украшала церкви, соборы, дворцы и дома богатых горожан. Большинство предметов домашней утвари (от сундуков до ложек) были покрыты декоративными узорами. Поскольку даже средний класс стремился украшать свои дома, возникло отдельное направление, называемое домовой резьбой.
Многие резьбы сохранились до наших дней. Большинство из них стали официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась более сложная техника — объемная резьба. Рельефные орнаменты требовали от резчиков большого мастерства, но эффект того стоил. Они вырезали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналоги подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, ленты и ставни. Хотя всего несколько десятилетий назад этот вид искусства находился в упадке, традиции древнерусской резьбы по дереву постепенно возрождаются. Не зря говорят, что все новое просто хорошо забывается.
Резьба по дереву: история зарождения и развитие
Резьба по дереву: история зарождения и развитие
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.
От идола и артели
Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.
Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.
Домовая резьба
Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.
В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.
Хоббитека: художественная резьба по дереву
Художественная резьба по дереву — старинный народный промысел, один из видов декоративно-прикладного творчества, разновидность художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долото, стамесок и других инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Это именно тот случай, когда небольшое легкое увлечение, хобби может перерасти в дело всей жизни.
Художественная резьба по дереву развивалась столетиями, так как с самых ранних этапов развития человечества дерево использовалось для постройки жилищ и изготовления многих предметов быта.
Обработкой дерева занимались настоящие мастера. Они старательно украшали деревянные готовые изделия (дома, лодки, детские игрушки) художественной резьбой, нанося орнамент разной сложности. Искусство мастеров постоянно совершенствовалось, так как со временем появлялись все новые инструменты и технологии обработки дерева.
Чупахин В. М. 22 урока геометрической резьбы по дереву / В. М. Чупахин : учебно-практ. пособие. — СПб. : Литера, 2004. — 151 с.
Развитие резьбы по дереву в мире связано, безусловно, с запасом природных ресурсов. Наибольшее развитие этот вид художественной обработки дерева получил в следующих странах и регионах:
В России издавна резьба по дереву называлась резным делом. Лесные богатства стали естественным источником материалов для строительства домов и храмов, изготовления мебели и кухонной утвари, кораблей и лодок, декоративных предметов и предметов культа. И, конечно, орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Самый древний объект ― Шигирский идол. Эта необыкновенная археологическая находка, сделанная в январе 1890 года недалеко от уральского города Кировограда. Считается, что возраст деревянной статуи – не меньше 9500 лет. Деревянный идол весь покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей своего времени. Почему же он сохранился? Идол изготовлен из долговечной лиственницы и был найден в торфянике, а торф, как природный консервант, защитил его от разложения.
Складень. Мастер инок Амвросий. 1456 г. Фрагмент
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий (резчик, золотых дел мастер, создатель школы троицких резчиков и ювелиров; традиционная особенность школы ― миниатюрность и одновременно монументальность характера резьбы по твердым породам дерева) соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI веков.
Примерами архитектурных памятников резного дела ХVIII-ХIХ веков являются сохранившиеся деревянные дома на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают детали крыши, на концах которых вырезаны головы коней или оленей. Фасады украшены растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость и сдержанность изобразительных средств придает строгость этим постройкам.
Среди резных изделий очень интересны по разнообразию форм и совершенству рисунков прялки. В каждом регионе России веками разрабатывались оригинальные приемы декорирования, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии в середине ХVIII века сложился уникальный промысел городецких прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом. С течением времени резная утварь приобрела привлекательную декоративность. Прялки, как подарочные изделия, щедро декорировались кусочками зеркала, бусами, пластинками железа.
Резьба по дереву всегда украшала пряничные доски. Ароматные пряники до сих пор, несмотря на большое разнообразие кондитерских изделий, многими любимы, поэтому стали распространенным оригинальным сувениром Городца, Костромы, Вязьмы, Тулы и некоторых других регионов. Формы печатных пряников самые разнообразные, от домашних животных до машин, пароходов, паровозов.
Самостоятельная область народной резьбы — деревянная игрушка. Деревянные игрушки (куклы, фигурки, лошадки, упряжки) изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Центры изготовления игрушек – г. Лысково Новгородской губернии, села Архангельской и Владимирской губернии. Оригинальными местными особенностями отличается Сергиев-Посадская и Богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области. Сегодня это оригинальные сувениры, которые приобретаются туристами в путешествиях по России и долго напоминают о полученных впечатлениях.
Разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой. Она приобретает всё большую популярность и среди резчиков, и среди ценителей прекрасного. Это вполне объяснимо: резьба бензопилой — действо, спектакль, шоу. Проводятся фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.
Также в последнее время все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.
Художественная резьба по дереву – возможность создать прекрасный элемент декора, который станет оригинальным украшением домашнего интерьера, придаст неповторимую атмосферу уюта и гармонии, будет сюрпризом и темой для обсуждения в кругу друзей. И все это можно сделать своими руками, понадобится лишь фантазия и желание творить, обучающие книги, мастер-классы и, конечно, инструменты. И еще немного: умение видеть объемные фигуры, чувство перспективы, сохранение пропорций. Вооружившись этим арсеналом, можно воплощать в дереве самые изысканные фантазии и получать удовольствие от творческого процесса, радовать семью и друзей, а также найти единомышленников.
Первые шаги к совершенству помогут сделать книги, которые всегда доступны читателям Владимирской областной научной библиотеки.